Новости

Фестиваль независимых: 10 фильмов, которые открыл Amfest

01 января 1970, 47 лет назад
Фестиваль независимых: 10 фильмов, которые открыл Amfest

 

Американское независимое кино любимо зрителями за изображение обаятельных неудачников, абсолютно обычных людей, прекрасных в своей ненормальности. Они редко собирают большую кассу, но часто именно с этих картин начинается карьера режиссеров крупнобюджетных голливудских проектов. Поэтому всегда интересно присматриваться к фильмам, которые впервые показывают российской публике на фестивале Amfest.

Этот смотр, основанный в 2006 году, старается представить зрителям разнообразную картину современного американского кинематографа: здесь и те самые многообещающие малобюджетные дебюты, и любопытное документальное кино, и новые ленты маститых режиссеров вроде Вуди Аллена, и даже будущие оскаровские тяжеловесы вроде «Гравитации» и «Операции „Арго“». КиноПоиск вспомнил несколько примечательных лент, премьеры которых состоялись именно на фестивале Amfest.

«Кирпич», режиссер Райан Джонсон, 2006

В далеком 2006 году первый по счету фестиваль Amfest открыл российским зрителям киноманский неонуар Райана Джонсона. Тогда постановщик-дебютант еще не знал, что станет сценаристом и режиссером восьмого эпизода «Звездных войн» под крылом огромной студии. Хотя уже тогда целеустремленности Джонсону было не занимать: сценарием «Кирпича» он пытался заинтересовать продюсеров на протяжении нескольких лет, пока не прикинул, что полумиллиона долларов ему хватит, чтобы снять кино самому, и попросил вложиться родственников и друзей. Малобюджетная лента о современных старшеклассниках, которые больше напоминают гангстеров из черно-белого кино, чем школьников, сразу привлекла внимание: Джонсона отметило жюри фестиваля Sundance, а с десяток премий номинировали режиссера как многообещающего новичка.

«Мой малыш смог бы это нарисовать», режиссер Амир Бар-Лев, 2007

В первые годы Amfest уделял большое внимание документальной программе, привозя не только новые ленты, но ретроспективы ветеранов неигрового кино. Одной из новинок, премьера которой состоялась в Москве, была крайне любопытная картина о четырехлетней художнице-вундеркинде, чьи абстрактные полотна неожиданно привлекли внимание галеристов и коллекционеров. Фильм Бар-Лева — увлекательное исследование искусства отличать правду от лжи: режиссер явно сомневается, что малышка Марла рисовала без помощи папы-художника. Документалисту удается запечатлеть те моменты, когда родители очевидно врут и «путаются в показаниях», рассказывая о необыкновенном таланте дочери, и наблюдать за этим — отдельное удовольствие.

«Роскошная жизнь», режиссер Дерик Мартини, 2008

Еще одна картина из секции «Премьеры» Amfest-2009. Скромная, но эмоционально напряженная семейная история родом из 70-х подкупает интонацией, которая кажется, исчезла из современного кино и тоже осталась где-то там, в 70-х. Зритель переживает вместе с подростком Скоттом самый непростой этап взросления, когда собственные родители вдруг оказываются несовершенны, а взрослый мир — совсем не таким приятным, как казалось раньше. Картина с Мартином Скорсезе в титрах в качестве исполнительного продюсера не стала громким событием или кассовым хитом, получив место где-то на полке незаслуженно забытых фильмов, хотя и удостоилась награды FIPRESCI в категории «Открытие» фестиваля в Торонто.

«500 дней лета», режиссер Марк Уэбб, 2009

Всего пять лет назад состоялся дебют Марка Уэбба в кино, и его независимую ленту ждал неожиданный успех. А сейчас кажется, что нетипичной истории о любви под названием «500 дней лета» было предначертано стать хитом: огромные глаза Зои Дешанель, сентиментальные песни Регины Спектор, печальный Джозеф Гордон-Левитт, что еще нужно? Впечатлительные юноши до сих пор мечтают, что встретят в лифте девушку, которая любит The Smiths и может напеть их голосом Дешанель. Остается надеяться, что Уэбб вернется к жанру романтической комедии после франшизы про Человека-паука.

«Драйв», режиссер Николас Виндинг Рефн, 2011

Первый голливудский успех брутального датчанина Amfest представил российскому зрителю за несколько недель до проката, и уже тогда фильм был на слуху: награда Каннского фестиваля и позитивные отзывы критиков способствовали ажиотажу. Фирменная жестокость, безупречный стиль, продуманный до мелочей образ героя Райана Гослинга, его невозмутимый взгляд, перламутровая куртка с вышитым скорпионом на спине, облегающие футболки — к этому фильму легко приклеился ярлык культового.

«Безопасность не гарантируется», режиссер Колин Треворроу, 2012

Сценарий «Безопасности» отметили наградой на фестивале Sundance и премией Independent Spirit, а режиссера Колина Треворроу, для которого фильм стал дебютом в полнометражном кино, даже стали прочить в кресло постановщика седьмого эпизода «Звездных войн». Слухи насчет последних не оправдались, зато Треворроу досталась другая заметная франшиза — про динозавров. «Мир Юрского периода» выйдет лишь в 2015 году, а в ожидании почему бы не посмотреть трогательную и свежую трагикомедию про нескольких неудачников, один из которых убежден, что построил машину времени. Тем более, что в России картина была выпущена крайне ограниченным количеством копий.

«Милая Фрэнсис», режиссер Ноа Баумбак, 2012

Обаятельная «несвидабельная» неудачница Фрэнсис все пытается построить карьеру танцовщицы, но никак не получается. С деньгами тоже проблемы, о личной жизни лучше даже не говорить. Ноа Баумбак подарил современным девушкам героиню, которая наконец-то похожа на них самих — со всеми сомнениями, ошибками и недостатками, а Грета Гервиг вдохнула в неуклюжую Фрэнсис жизнь. Увы, положительные отзывы критиков не сулят широкого проката и вороха наград, но зато фильму Баумбака точно уготована долгая зрительская жизнь — пока современные девушки ищут себя, они будут понимать Фрэнсис.

«Небраска», режиссер Александр Пэйн, 2013

Фильмы Александра Пэйна отличает завидное постоянство: неважно, кто в кадре, Джордж Клуни в гавайских рубашках или Брюс Дерн в старой машине на фоне унылых черно-белых дорог, режиссер способен угодить и критикам, и академикам, и, самое главное, рядовому зрителю, истосковавшемуся по простым, человеческим историям об отношениях. Отдельный талант Пэйна — представлять миру новых звезд и заново открывать уже вышедших на вынужденную пенсию актеров. «Небраска» не получила ни одного «Оскара» в тех шести категориях, в которых была представлена, но не заслуживает оставаться в забвении.

«Властелин разметки», режиссер Дэвид Гордон Грин, 2013

Ремейк камерной исландской драмы про двух дорожных рабочих ознаменовал возвращение Дэвида Гордона Грина из плена коммерческих комедий в авторское малобюджетное кино, где он чувствует себя куда комфортнее. «Властелин разметки» смотрится свежо, диалоги о любви звучат одновременно комично и серьезно, а атрибуты 80-х, когда не существовало мобильных телефонов и повсеместного интернета, добавляют щемящую ностальгическую нотку.

«Страсти Дон Жуана», режиссер Джозеф Гордон-Левитт, 2013

Джозеф Гордон-Левитт — талисман американского независимого кино, и неудивительно, что в прошлом году его дебютный режиссерский проект стал одной из важных премьер фестиваля Amfest. Успешный актер выбрал для своего дебюта непростой жанр — комедию о любви и сексе, позвал себе в партнерши виртуозных Скарлетт Йоханнсон и Джулианну Мур и не прогадал. «Страсти Дон Жуана» получился, может, и не идеальным фильмом, но в нем есть то, за что зритель любит независимое кино — узнаваемые персонажи, уморительные диалоги и самоирония.

Фестиваль нового американского кино Amfest проходит в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске и Екатеринбурге с 17 по 28 сентября.

Источник: "protv.ua"